М.В.Ломоносов о древности и происхождении Русского народа и славян

(изображение)   

 

Глава I.

О старобытных в России жителях и о происхождении российского народа вообще


  «Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны [Нестор на многих местах, степенные книги и летописцы]. Древние внешние авторы скифов и сармат, на разные поколения разделенных, под разными именованиями в ней полагают [Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей]. Обои народы одержали великое участие в обширном сем земель пространстве. Славенское владение возросло с течением времени. Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились.

   Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки чудской породы, которые, по словенским преданиям, от славенского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего не токмо многих сел, но рек и городов и целых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях, поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке обще употребляется. 

Быль языческой древней Руси

 

 


 

  Соединение двух сих народов подтверждается согласием в избрании на общее владение князей варяжских, которые с роды своими и со множеством подданных к славянам и чуди переселились и, соединив их, утвердили самодержавство. В составлении российского народа преимущество славян весьма явствует, ибо язык наш, от славенского происшедший, немного от него отменился и по толь великому областей пространству малые различия имеет в наречиях.


  Сих народов, положивших по разной мере участие свое в составлении россиян, должно приобрести обстоятельное по возможности знание, дабы уведать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до нас касаются. Рассуждая о разных племенах, составивших Россию, никто не может прочесть ей в унижение. Ибо ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с начала стоял сам собою без всякого примешения. Большую часть оных видим военными неспокойствами, преселениями и странствованиями в таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дать вящее преимущество.»

Глава II. О величестве и поколениях славенского народа


  «Множество разных земель славенского племени есть неложное доказательство величества и древности. Одна Россия, главнейшее оного поколение, довольна к сравнению с каждым иным европейским народом. Но, представив с нею Польшу, Богемию, вендов, Моравию, сверх сих Болгарию, Сербию, Далмацию, Македонию и другие, около Дуная славянами обитаемые земли, потом к южным берегам Варяжского моря склоняющиеся области, то есть курландцев, жмудь, литву, остатки старых пруссов и макленбургских вендов, которые все славянского племени, хотя много отмен в языках имеют, наконец, распростершиеся далече на восток, славенороссийским народом покоренные царства и владетельства рассуждая, не токмо по большей половине Европы, но и по знатной части Азии распространенных славян видим.


  Таковое множество и могущество славенского народа уже во дни первых князей российских известно из Нестора и из других наших и иностранных писателей [Нестор в начале и степенные книги; Порфирогенит в Администрации]. Ибо в России славяне новгородские, поляне на Днепре, по горам Киевским, древляне в Червонной России, между Днепром и Припятью, полочане на Двине, северяне по Десне, по Семи и по Суле, дулебы и бужане по Бугу, кривичи около Смоленска, волынцы в Волынии, дреговичи меж Припятью и Двиною, радимичи на Соже, вятичи на Оке и другие поколения, по разным местам обитая и соединяясь с варягами-россами, пресильные войны поднимали против греков. Вне России ляхи по Висле, чехи по вершинам Альбы, болгары, сербы и моравляне около Дуная имели своих королей и владетелей, храбрыми делами знатных. По южным берегам Варяжского моря живших славян частые и кровавые войны с северными, а особливо датскими королями, весьма славны [оные описывает Саксон Грамматик на многих местах].

   Множество и величество городов хотя тогда не таково было, как ныне, однако же весьма знатно. В российских пределах великий Новград, Ладога, Смоленск, Киев, Полоцк паче прочих процветали силою и купечеством, которое из Днепра по Черному морю, из Южной Двины и из Невы по Варяжскому в дальние государства простиралось и состояло в товарах разного рода и цены великой. Меж другими славенскими селениями оставил по себе с развалинами великую славу пребогатый купеческий город и пристань Виннета при устьях реки Одры; разорен около помянутых времен от датчан.


  Сравнив тогдашнее состояние могущества и величества славенского с нынешним, едва чувствительное нахожу в нем приращение. Через покорение западных и южных славян в подданство чужой власти и приведение в магометанство едва ли не последовал бы знатный урон сего племени перед прежним, если бы приращенное могущество России с другой стороны оного умаления с избытком не наполнило. Того ради без сомнения заключить можно, что величество славенских народов, вообще считая, стоит близ тысячи лет на одной мере.


  Но то же еще усматриваю много далее в древности [Прокопий Кесарийский, также Иорнанд на многих местах]. В начале шестого столетия по Христе славенское имя весьма прославилось; и могущество сего народа не токмо во Фракии, в Македонии, в Истрии и в Далмации было страшно, но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много. Венды и анты, соединяясь со сродными себе славянами, умножали их силу. Единоплеменство сих народов не токмо нынешнее сходство в языках показывает, на и за тысячу двести лет засвидетельствовал Иорнанд [О делах готических, гл. 5], оставив известие, что „от начала реки Вислы к северу по безмерному пространству обитают многолюдные вендские народы, которые имена хотя для разных поколений и мест суть отменны, однако обще славяне и анты называются“. Присовокупляет еще, что от Вислы простираются до Дуная и до Черного моря. Прежде Иорнанда Птолемей [Геогр., кн. 3, гл. 5, табл. 7.] во втором столетии по Христе полагает вендов около всего Вендского по ним проименованного залива, то есть около Финского и Курландского. Сей автор притом оставил в память, что Сармацию одержали великие вендские народы. И Плиний [Натур. ист., кн. 4, гл. 27.] также свидетельствует, что в его время около Вислы обитали венды и сарматы. Итак, хотя Тацит [О нравах германцев] сомневался в вендах, к сарматам ли их или к германцам причислить, к чему подали ему повод жившие тогда между немцами, как и ныне, венды, затем больше склонял их к последним, однако вышеописанные свидетельства несравненно сильнее уверяют. Итак, народ славенопольский по справедливости называет себя сарматским; и я с Кромером [Книга 1, гл. 12.] согласно заключить не обинуюсь, что славяне и венды вообще суть древние сарматы.


  Кроме славян, особенно именованных, вендов и антов, сверх Сармации, где в половине шестого веку Лех и Чех державствовали над многочисленным славенским народом, доказывают его тогдашнюю великость болгары, которых единоплеменство по великому сходству языка, могущество и множество их военных дел неоспоримо. Ибо уже прежде царства Юстиниана Великого, при царе Анастасии приобретши себе в Иллирике владение и селение, тяжкие войны наносили грекам.


  В северных российских пределах славенские жители умолчаны не столько за малолюдством, сколько за незнанием от внешних писателей. Домашних вовсе отвергать есть несправедливая строгость. Новгородский летописец хотя сначала многими наполнен невероятными вымыслами, однако никакой не нахожу причины упрямо спорить чтобы город Славенск никогда не был построен и разорен много прежде Рурика. Старинные развалины свидетельствуют; Нестор о Новегороде упоминает прежде всех городов российских и что дважды строен [В начале и в 862 году]. От северных писателей [Гельмонд и Арнольд.] издревле назывался Кунигардия, то есть (на чудском языке) „славный город“. Сие рассуждая, не почитаю за легкомысленное любопытство, когда, примечая именования мест у Птолемея, у Плиния и у других, находим от Адриатического моря и Дуная до самых берегов Ледовитого океана многих знаменования с языка славенского, что не за бессильное доказательство признавать должно, когда на вышеописанных свидетельствах имеет опор и основание. К доказательному умножению славенского могущества немало служат походы от севера готов, вандалов и лангобардов. Ибо хотя их по справедливости от славенских поколений отделяю, однако имею довольные причины утверждать, что немалую часть воинств их славяне составляли; и не токмо рядовые, но и главные предводители были славенской породы. Итак, ныне довольно явствует, коль велико было славенское племя уже в первые веки по Рождестве Христове.»  

Глава III. О дальней древности славенского народа

  «Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей и едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность. Народы от имен не начинаются, но имена народами даются. иные от самих себя и от соседов единым называются. Иные разумеются у других под званием, самому народу необыкновенным или еще и неизвестным. Нередко новым проименованием старинное помрачается или старинное, перешед домашние пределы, за новое почитается у чужестранных. Посему имя славенское, по вероятности, много давнее у самих народов употреблялось, нежели в Грецию или в Рим достигло и вошло в обычай. Но прежде докажем древность, потом поищем в ней имени.


  Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоит почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славян-вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими. Плиний пишет [Натур. ист., кн. 6, глава 1.], что „за рекою Виллею страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади окружена Галатиею. Город милезийский Мастия, потом Кромна. На сем месте Корнелий Непот присовокупляет енетов и единоплеменных им венетов в Италии, от них происшедшими быть утверждает“. Непоту после согласовался Птолемей [Книга 12, с. 544; книга 4], хотя прежде иного был мнения. Согласовался Круций [Книга 3, гл. 3.], Солин [Глава 44.]. Катон то же разумеет, когда венетов, как свидетельствует Плиний [Натур. ист., кн. 3, гл 19], от троянской породы производит. Все сие великий и сановитый историк Ливий показывает и обстоятельно изъясняет [Книга 1, гл.1]. „Антенор, — пишет он, — пришел, по многих странствованиях, во внутренний конец Адриатического залива со множеством енетов, которые в возмущение из Пафлагонии выгнаны были у Трои лишились короля своего Пилимена: для того места к поселению и предводителя искали. По изгнании евганеев, между морем и Альпийскими горами живших, енеты и трояне одержали оные земли. Отсюда имя селу — Троя; народ весь венетами назван“. Некоторые думают, что венеты происходят из Галлии, где народ сего имени был при Иулии Кесаре. Однако о сем не можно было не ведать Катону, Непоту и Ливию. При свидетельстве толиких авторов спорное мнение весьма неважно; и, напротив того, вероятно, что галлийские венеты произошли от адриатических. В тысячу лет после разорения Трои легко могли перейти и распространиться через столь малое расстояние. 


  Уже имеем древность славенского племени в Азии от самых давнейших времен, которые далее не простираются европейских народов благорассудные историки. Мосоха, внука Ноева, прародителем славенского народа ни положить, ни отрещи не нахожу основания. Для того оставляю всякому на волю собственное мнение, опасаясь, дабы Священного Писания не употребить во лжесвидетельство, к чему и светских писателей приводить не намерен. Довольно того, что могу показать весьма вероятно еще другие сильные в Азии народы, кроме енетов, славенского племени равной древности, и бывшими уже тогда их величеством и могуществом уверить, что оное началось за многие веки до разорения Трои.


  Единоплеменство сарматов и венедов, или вендов, со славянами в прошедшей главе показано. О живших далее к востоку сарматах пишет Плиний [Натур. ист., кн. 6, гл. 7; кн. 4, гл. 1, гл. 11.], что они мидской породы, живут при реке Доне, разделяются на разные поколения. Сей же автор и Страбон [Геогр., кн. 7, с. 218.] некоторых мидян в Европе вместе с фракинянами, то есть в сарматских пределах, полагают, чем вероятность в единоплеменстве сарматов с мидянами умножается. Ибо, переселяясь от востока к западу мидские народы, и, будучи поименованными сарматами, могли в некоторых поколениях удержать прежнее имя, подобно как славяне новгородские перед другими славянами, которые особливые имена имели.


  Некоторые речения мидские, со славенскими сходные, не были бы единородства вероятностью, когда бы таковыми важными свидетельствами древних писателей не утверждались. 


  Амазоны, по преданию Геродотову [В Мелпо[мене], с. 115.], от сармат происхождение имели и говорили языком сарматским; скифскому от будинов не чисто научились. Плиний о сарматах-гинекократуменах, то есть „женами обладаемых“, упоминает, супружество с амазонами имеющих; также и о сарматских амазонах [Натур. ист., кн. 6, гл. 7]. Посему они были славенского племени.


  Видя пафлагонов, енетов, мидян и амазонов в Азии славенского племени, уже думать можно, что обитавшие с ними в соседстве мосхи им были единоплеменны, почему московский народ у многих новых писателей от них производится. О соседстве Мосхинии с амазонами и сарматами нахожу древние свидетельства, о единородстве — не имею; итак, утверждать о том опасаюсь, затем больше, что в Страбоне [Геогр., кн. 11, с. 343.] противное сему примечаю: „Мосхиния, — пишет он, — разделена на три части: одну колхи, вторую иверы, третию армяне имеют“ — народы, от славян весьма отменные. В наших летописях до начала Москвы не находим по российским областям подобного имени; и у Нестора при исчислении славенских поколений о мосхах — глубокое молчание. Великий перерыв времени, в кое о мосхах не упоминают внешние и домашние писатели, не позволяет утверждать о единоплеменстве мосхов и славян московских без довольного свидетельства.


  В Южной Европе древность и могущество славян из Геродота явствует, который венедов с иллирианами за один народ почитает и обыкновения их, мидским подобные, описует [Евтерпия, с. 36; Терпсих[ора], с. 128], чем показанное выше сего единородство подтверждается. Иллирийцев древность простирается до веков баснословных; сила их военных дел с греками и римлянами известна. Некоторые, стараясь древних иллирийцев разделить от нынешних славян, в Иллирике живущих, приводят во свидетельство Иорнанда и Прокопия, которые опичывают пришествие славян за Дунай от севера: новых мест имена славенского знаменования признают, в старых того не находят.


  Слабые спорных мыслей основания! Правда, что славяне, от полунощной страны перешед за Дунай, в Далмации и в Иллирике поселились в начале шестого веку. Но следует ли из того, чтобы они или их единоплеменные там прежде никогда не обитали? Не могло ли быть, чтобы римскою силой утесненные иллирические славяне во время войны уклонились за Дунай к полунощным странам; потом, приметив римлян ослабление, старались возвратиться на прежние свои жилища? Имеем сего явственные у себя следы. Нестор утверждает [Лист 16 об.], что в Иллирике, когда учил апостол Павел, жительствовали славяне и что обитавшие около Дуная, убегая насильного владения нашедших и поселившихся меж ними римлян, перешли к северу, на Буг, Вислу, Днепр, Двину и Волхов [В начале, лист 2 об.]. Уже свидетельств довольно; но сверх того Плиний объявляет, что ему названия иллирических народов выговаривать трудно. Ясное доказательство, что ни от греческого, ни от латинского языка взяты, в коих он, без сомнения, был искусен. Городы многие издревле показывают славенский голос, с делом согласный, и возводят вероятность на высочайший степень. 


  Признаки древнего имени славенского явствуют, во-первых, у Птолемея под названием ставан [Геогр., кн. 3, гл. 5, табл.; Евр. 7.]. Свойство греческого и латинского языка не позволяет, чтобы они выговорить могли славян имя. Ради того прежде ставанами, после склаванами и сфлаванами называли. Амазоны, или алазоны, славенский народ, по-гречески значат самохвалов; видно, что сие имя есть перевод славян, то есть славящихся, со славенского на греческий.


  Имена славенских государей, в одно время со славенским именем прославленных, не в самое то время могли принять начало, но перед тем задолго. По именам государей и героев своих народ прежде внутрь пределов назывался, потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении.»

Источник: Михаил Ломоносов «Записки по Русской Истории» (иллюст. изд.), М., Эксмо, 2008 (гл. I, II, III).

Вернуться в блог автора поста

Обсудить у себя 1
Комментарии (36)
Наиболее достоверная наша история! А уж сколько он с немцами дрался за это, чтобы никоим образом не умаляли роль россов в становлении державы Российской!
Да. Правда, нельзя ему доверять слепо и во всём, но он обладал главным и достоинствами русского человека и ученого: стремление к непредвзятости, независимое мышление, патриотизм, добросовестность, честность, физическая выносливость, трудолюбие, любознательность, целеустремленность и бесконечная доброта!
Выстроил русскую школу, которую теперь благополучно под евростандарт, как квартиру переделывают.
Кощунство!Сегодня бы преподавать Ломоносова по полной программе!
Руки бы оторвал тем реформаторам безголовым!
Возможно, после воплощения идеи о «прозрачном правительстве» («Большое правительство» — «Открытое правительство») Медведева, подобные инциденты сократятся!
Будем надеяться!
Будешь участие принимать?
В чём?
— В предложениях правительству по части законотворчества.
Пусть пока сменятся, освоятся.А мы тут предложения подготовим.
Готовь! Лично я буду участвовать!
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Два последних не открылись(Но смысл понятен.С 1-го июня поучавствуем.
Комментарий был удален
президент.рф/acts/14467 большоеправительство.рф/ ПМ — не делает ссылки на русские домены! А так?????????
Комментарий был удален
Задан пустой поисковый вопрос!
В «Яндексе» набери: «сайт открытого правительства».Вторая, третья и четвертая ссылки.
Комментарий был удален
Что-то «Лиса» сегодня глючит!
Есть немного с утра...
Комментарий был удален
Меня то на левую страницу перевести старается, то вообще выкидывает.
Ну и нафлудили мы тут!
Комментарий был удален
Пожалуй, удалю флуд! — Перед твоим тезкой стыдно! Не против?
Я нет-- он тоже, я думаю
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Набери в «Яндексе»: «Сайт открытого правительства». Вторая, третья и четвертая ссылки.
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.